Положение эстетики в России

Такое положение эстетики в России, ее тесную связь с литературой, хорошо объясняют слова А. И. Герцена, назвавшего русскую литературу единственной трибуной, с которой у народа, лишенного политической свободы, может звучать живое слово, выражение протеста против окружающей действительности.

Из вышесказанного следует, что русскую эстетику. XIX века сложно четко структурировать. Мы предлагаем следующий подход: с одной стороны, надо учитывать, что русская эстетика была не однолинейной, она являла собой не только художественную критику, но имела достаточно развитый философский уровень трактовки эстетических проблем и быстро развившуюся во второй половине века академическую науку об искусстве. Но с другой стороны, все эти уровни эстетического мышления имели четко выраженную направленность на литературу. Исключительную роль художественной литературы в российской жизни хорошо объясняют слова А. И. Герцена, назвавшего русскую литературу единственной трибуной, с высоты которой народ, лишенный общественной свободы, может услышать голос своего возмущения и совести. Следовательно, мы не можем избежать того, что хронология эстетической мысли будет приближаться к периодизации, имеющейся в литературоведении. Таким образом, в развитии русской эстетики XIX века прослеживаются четыре стадии: первая треть века, в общих чертах совпадающая с периодом классицизма; романтическая настроенность умов в следующем десятилетии; реализм середина века и,    наконец, последняя треть века, время рождения новых веяний в искусстве, искусствознании и философии.

Добавить комментарий