Иллюзорный идеал

Такой иллюзорный идеал общественной жизни говорит о незрелости самосознания и о политической наивности патриархального крестьянства, интересы думы и чаяния которого выражал писатель. Наивность этой идеи становилась явной в свете практики современной поэту общественной жизни. Писатель и сам убеждался в том, что знать и просвещенные люди из этой социальной прослойки преследуют совершенно другие цели, что они глухи к гуманистическим призывам, откуда бы они ни исходили; что ими владеют лишь интересы наживы, политического господства и личного благополучия. Поэтому он с еще большим ожесточением принимался их бичевать, словно мстил им не только за обиды многострадального крестьянства, но и за то, чго они не разделяли его иллюзорных идеалов справедливого устройства общественной жизни.

Характерно в этом отношении стихотворение «Осетинский богач», точнее: осетинский кулак, богатый, но незнатный по происхождению. По характеристике Сека Гадиева, кулак всю жизнь мучил себя и людей, копил богатство, эксплуатировал, обманывал людей, даже себе отказывал во всем, лишь бы скопить побольше добра. Но вот он умер. Поэт описывает, как над умершим рыдает дочь, которую он продал за калым и фактически пустил по миру, ограбив своего зятя. Вслед за тем автор обращается прямо к умершему:

«Ты съел калым, взятый за нее, Продал ее, как лошадь.

Добавить комментарий