Индивидуальное «Я» художника

Поскольку, согласно интерпретации Д. Белла, идейно-художественным «ядром» модернизма является, стремящегося к наиболее яркому самовыражению, постольку критерием оценки того или иного произведения ис­кусства становится не всеобщая эстетическая норма, а индиви­дуальная и, следовательно, в каждом отдельном случае различ­ная эмоция. Характерно, что в этом Д. Белл в полном соответ­ствии со своими общими консервативными убеждениями усматривает следствие происходящей, по его мнению, с конца прошлого столетия «демократизации культуры», то есть роста приобщенности широких масс к культурно-художественному творчеству. Согласно общим эстетическим представлениям «новых» кон­серваторов, прежде культурно-духовное единство буржуазной цивилизации достигалось посредством «цементирующего» дей­ствия традиционных морально-религиозных норм и прежде всего «протестантской этики». Однако с конца XIX века модер­низм разрушает это былое единство: во-первых, утверждая ав­тономию эстетики от морали; во-вторых, переоценивая соотно­шение между нравственной и эстетической традицией и стрем­лением к «новизне» в пользу последнего; в-третьих, выдвигая индивидуальное «Я» в качестве главного критерия художест­венной оценки. Фовизм и кубизм в живописи, символизм в поэзии, в театре, романы Конрада и Лоуренса, трактаты Фрейда и Берг­сона— все это расценивается «новыми» консерваторами как от­дельные стороны некоего всеобщего модернистского движения. В тематическом отношении модернизм явился, с этой точки зре­ния, бунтом против социального порядка и утверждением права индивидуального «Я» на безграничное художественное вообра­жение. В плане стилистики им был выработан новый художе­ственный синтаксис, предполагавший «разрушение дистанции» между произведением искусства и аудиторией, отрицание необ­ходимости строгой внутренней структуры художественного про­изведения, доверие к формам фантазии и воображения.

Добавить комментарий