Современное искусство

С точки зрения содержания все современное искусство также не выдерживает критики. Оно пронизано эротическим началом, которое Толстой, не стесняясь, называет похотью или извращенными чувствами, например поэзия Бодлера, или антихристианская идеология ницшеанства, или туман символизма, растворяющий в себе без остатка все живые чувства. Однако он делает исключение для некоторых, даже очень немногих произведений, среди них: «Разбойники» Шиллера, «Отверженные» Гюго, «История двух городов» Диккенса, «Записки из Мертвого дома» Достоевского, «Хижина дяди Тома» БичерСтоу, картины Милле, изображающие работающих и отдыхающих крестьян.

Из такого понимания науки проистекает глубокое недовольство писателя ее современным состоянием. Одна часть наук так называемые гуманитарные (экономика, социология), вместо того чтобы решать главный вопрос человечества как должны жить люди, совершенно бесстрастно доказывают необходимость сложившихся несправедливых порядков; другая часть естественные науки, занимаются или «чистой наукой», примером которой являются «воображаемые геометрии» (вероятно, Толстой имеет в виду неевклидову геометрию), или из простой любознательности погружаются то в глубины вещества, то в глубины космоса или создают такие технические изобретения, которые наносят вред человечеству.

Добавить комментарий