Интерес к школе

Интерес к школе отмечается уже в 40-е годы XIX века. Однако, после выхода в свет фундаментальной работы А. Журдена «Критические исследования времени переводов на латынь Аристотеля, а также греческих и арабских комментариев, выполненных схоластами» (Париж, 1843) проходят около 40 лет до того времени, когда исследования этого судьбоносного эпизода из

Интерес к школе отмечается уже в 40-е годы XIX века. Однако, после выхода в свет фундаментальной работы А. Журдена «Критические исследования времени переводов на латынь Аристотеля, а также греческих и арабских комментариев, выполненных схоластами» (Париж, 1843) проходят около 40 лет до того времени, когда исследования этого судьбоносного эпизода из истории средневековой культуры становятся систематическими. Они опираются на расширяющуюся источниковедческую базу не только в континентальной Европе, но и в Испании. К французским и немецким исследователям В.Розе, А.Левенталю, О. Барденхеверу, Ф.Вюстенфельду «присоединяются» испанские авторы, в немалой степени подвигнутые к этой работе изменениями, происшедшеми в общественном мнении в Испании по отношению к истории национальной духовной культуры, имевшими место в связи с известной полемикой об «испанской науке» 1876-1877 годов, выдвинувшей на авансцену исследований в этой области фигуру М.Менендеса-и-Пелайо, ставшего впоследствии подлинным культуртрегером Испании. Его ученик Адольфо Бонилья-и-Сан Мартин уже в начале следующего века представил развернутый источниковедческий анализ переводческой работы толедцев и схематическое, но весьма содержательное историко-философское исследование творчества Доминго Гундисальво. В XX веке испанские и французские католические историки вносят существенный вклад в освещение «теневых» мест в деятельности толедской школы и, шире, переводческого и миссионерского движения XXIV веков. Последний по времени наиболее полный очерк деятельности толедских переводчиков мы находим в 1-м томе «Критической истории испанской философии» Х.Л.Абельяна. Несмотря на значительную работу, проделанную исследователями, многое, относящееся к этому движению, остается, так сказать, полулегендарным, требующим дополнительных реконструкций фактологического и логического характера, более полной экспликации воззрений его участников и, что особенно важно, изучения влияний «толедского эпизода» на дальнейшее развитие европейской христианской, философской и научной мысли. В данной статье задачи такого рода не ставились и не могли быть поставленными ввиду практически полной неразработанности темы в отечественной литературе и ограниченности источниковедческой базы. Мы ограничиваемся, поэтому, сообщением читателю известных нам сведений о толедской школе и суммарной схематической реконструкцией воззрений «первого философа школы» Доминго Гундисальво, в основу которой положены представляющиеся нам достоверными разработки А.

Добавить комментарий