Исчезновение нации

Но если исчезновение нации, как таковой, неизбежно, то что же делать: сопротивляться процессу ассимиляции или способствовать ему?

На этот вопрос Бритаев отвечает дифференцированно: ассимиляция объективная закономерность и не нуждается ни в усилении, ни в торможении. Но ассимиляция нации есть процесс длительный: «Ассимиляция народа не осуществляется, подобно ассимиляции отдельной личности, в течение нескольких дней. Она совершается столетиями. И надо посвятить все силы души тому, чтобы на протяжении этого времени мы не опротивели ни другим народам, ни самим себе». Поэтому через книгу на родном языке надо дать народу верное представление об окружающем мире, о народах и взаимоотношениях между ними, о внутренних противоречиях общественной жизни народа, дать ему понять и самого себя, и других. Наконец, ассимилирующемуся народу надо внести свою лепту в духовную сокровищницу мира, который ждет, говорит Бритаев, и наших сокровищ. И это даст, по мысли Бритаева, народу нравственное право пользоваться всеобщей сокровищницей без угрызений совести в то отдаленное время, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся».

Уязвимость этой концепции в том только, что ассимиляцию народов в многонациональной буржуазном государстве он рассматривает только как неизбежную закономерность исторического развития общества, то есть не учитывает, что ассимиляция в буржуазном государстве носит насильственный характер. Но и эта слабость его позиции оправдывается тем, что он ассимиляцию рассматривает как далекое будущее свободных и дружественных народов, которые добровольно будут искать максимального сближения, будут стремиться к слиянию, к единому языку.

Позиция Бритаева привлекательна еще и тем, что из нее естественно вытекают выводы, которые удовлетворяют как чувству национального самосознания, патриотическому чувству национальной гордости, так и интернациональным интересам трудящихся масс малых народов, бывших под национальным гнетом в самодержавой России. Ни национальному нигилизму, ни стремлению к национальной обособленности и ограниченности нет места в концепции Бритаева. Она противостоит как русификаторской политике, так и националистической идее замкнутости и обособленности народа от более развитых соседних наций.

Добавить комментарий