Особая сфера ис­кусства

Вместе с тем «визионерства», замкнутого в, для контркультуры было недостаточно. «Высшее оза­рение» в представлениях идеологов молодежного бунта — не мо­нополия художников, а всеобщее достояние. Именно поэтому важным компонентом культивируемого в рамках контркуль­туры мистического мировосприятия стало так называемое пси­ходелическое ощущение, рассматриваемое как неотъемлемый признак «новой» религиозности. В своей техноборческой крити­ке идеологи контркультуры рассматривают объективный науч­ный разум как подчиненную производственному утилитаризму часть сознания и призывают к «психоделическому» расширению сферы сознания с помощью наркотических средств. Своим происхождением слово «психоделизм», обозначающее наркотическое «озареиие», обязано основоположнику «религии

ЛСД», американскому психологу Т. Лири. Следует отметить, что еще в начале XX столетия один из родоначальников прагматиз­ма, В. Джемс, выявил единый с точки зрения психопатологии психологический механизм религиозных «озарений» и искусст­венных наркотических состояний. «Возможно, что патологиче­ские условия играют немалую роль во многих, быть может, даже во всех случаях экстаза,— писал он.— Но этим еще не от­нимается у состояния сознания, вызванного экстазом, та цен­ность, какую оно может иметь для нас, как расширение границ нашего познания» !. В. Джемс обнаружил, что при помощи не­которых химических препаратов можно вызвать такие эмоцио­нальные состояния — ощущение потери веса, фантастическое восприятие времени и пространства,— которые часто отождест­вляются с религиозно-мистическим экстазом. Современные силь­нодействующие наркотики обладают еще большим эффектом. В своей книге «Движение хиппи в США» А. Ломбар пишет о том, что наркотик ЛСД превратился для сторонников контр­культуры в своего рода «квазирелигиозный катализатор», с по­мощью которого «дети-цветы» совершают свои «путешествия» в другие миры.

Добавить комментарий