Испании после Кардучо

Являясь вторым в Испании после Кардучо классицистическим теоретиком, Мартинес в своих суждениях менее полемичен. Трактат состоит из 21 главы, которые можно условно выделить в три группы. К первой группе относятся главы, в которых даются сведения о науках, знание которых необходимо живописцу. В главах второй группы говорится о теоретических основах

Являясь вторым в Испании после Кардучо классицистическим теоретиком, Мартинес в своих суждениях менее полемичен. Трактат состоит из 21 главы, которые можно условно выделить в три группы. К первой группе относятся главы, в которых даются сведения о науках, знание которых необходимо живописцу. В главах второй группы говорится о теоретических основах живописи. Третья группа посвящена истерии живописи от кватроченто до современности и представляет наибольший интерес. Мартинес, не являясь хорошим знатокам литературы об искусстве, исходит из собственных представлений об испанских и иностранных мастерах и их произведениях. Длительное пребывание в Италии давало ему основание для этого. Поэтому «Практические рассуждения» являются ценным источником по истории испанской живописи 17 столетия и, в частности, арагонской, о которой до сих пор никто не писал.

Десятью годами ранее «Практических рассуждений» X. Мартинеса был написан труд так же предназначавшийся в качестве учебного пособия. В 1663 году бенедиктинский монах-живописец Хуан Рисси подготовил не предназначенный для печати трактат о живописи для своей воспитанницы герцогини Бехар, который назывался «Трактат о мудрой живописи». Текст представляет собой краткое изложение основ геометрии, архитектуры, пропорций человеческого тела, астрономии, теологии и сопровождается иллюстрирующими его прекрасными рисунками.

В 1674 году в Валенсии было издано маленькое практическое пособие под названием «Руководство и основные правила живописи». Автором книжечки был валенсийсиий живописец Висенте Сальвадор Гомес. Книга представляет собой четыре диалога между учителем и учеником, в которых рассматриваются симметрия, анатомия, физиогномика, геометрия, перспектива и полностью лишена теоретических рассуждений о живопси. Учитель прибегает к авторитету Леонардо, Вазари, Ломаццо, Кардучо, Пачеко, Дюрера. Издание этой книги отвечало практическим потребностям провинциальных живописцев, которые в силу своего невысокого образовательного уровня нуждались в подобных учебных пособиях.

Завершает список книг о живописи, написанных в Испании в XVI и XVII веках, «Основы для изучения благороднейшего и прекрасного искусства живописи». Эта книга была издана в самом конце XVII столетия, в 1693 году, живописцем и гравёром Хосе Гарсия Идальго (I656-I7I8). Она является типичным академическим трактатом практического характера. Текст сопровождается 135 гравированными таблицами, с помощью которых разъясняются вопросы анатомии, пропорций, перспективы, физиогномики и других вспомогательных дисциплин.

Добавить комментарий