Исследование выражения

Углубляя исследование выражения, Лосев вводит ряд новых категорий. Важнейшей из них является категория интеллигенции, заимствованная у Фихте. Интеллигенция есть соотнесение смысла с самим собой, но при этом соотнесеный с собой смысл требует своего иного. Отнесение смысла к иному есть процесс познания. Познание представляет собой первую ступень интеллигенции, вторую ступень являет стремление, третью чувство. По определению Лосева, чувство есть стремление «направленное к иному, но оттолкнувшееся от него к себе назад».

Таким образом, выстраивается полный ряд диалектически выведенных категорий. Предшествует всему первоединое, или абсолютно неразличимая точка, сущность, которая явлена в своем эйдосе. Далее: «Эйдос явлен в мифе. Миф явлен в символе. Символ явлен в личности. Личность явлена в энергии сущности. И еще один шаг. Энергия сущности явлена в имени». Итак, смысл находит свое полное выражение в личности, имени, в конечном плане в слове. Причем интересно, что под словом Лосев понимает не только фонетическое слово языка. Для него и жест, и рисунок, и краски, и тональные отношения в музыке все суть слова, и это понятно, так как слово есть энергийно выраженная сущность личности. Отсюда следует, что человеческая личность в ее телеснодуховном бытии есть главный предмет искусства; даже те искусства, где личность не появляется непосредственно (пейзаж, натюрморт, инструментальная музыка, архитектура), все равно выражают энергию личности.

Добавить комментарий