Животный мир

В животном мире возникают сложные отношения между уровнем развития идеи и степенью ее воплощенности. Так, низшие органические проявления жизни вообще не обладают формой, они аморфны; черви, хотя и имеют форму, но остаются безобразными. В чем тут дело? Червь откровенно демонстрирует два низших жизненных инстинкта питание и размножение в их неистовой ненасытности. Это преобладание «слепой и безмерной животности над идеей организма, т. е. внутреннего и наружного равновесия жизненных элементов», говорит о том, что идея жизни, которая сама по себе выше идеи растения, здесь воплотилась не полностью, а очень односторонне, выпятив одни элементы и оставив в тени другие, поэтому созданные ею животные формы проигрывают в красоте растительным и минеральным. В целом Соловьев видит три причины безобразия в животном царстве: первая и основная преобладание материи (слепой животности) над формой уравновешенностью элементов; вторая доминирование одних элементов над другими за счет их подавления, что также является нарушением принципа всеединства. Примером могут служить животные с невероятно разросшимися жировыми отложениями тюлень, кит, у которых все тело представляет собой бесформенный мешок, не подразумевающий сложной организации. Наконец, третья карикатурное предвосхищение высших форм. Этим положением разрешается парадокс биологического развития, создающего прекрасные формы высших животных, пленяющих нас силой, быстротой, свободой движений, подлинной грациозностью. Но завершается биоэволюционный процесс в мире приматов, чей внешний облик и поведение ничего, кроме смеха, а иногда и отвращения, вызвать не могут. Все дело в том, поясняет Соловьев, что обезьян мы сопоставляем не с другими животными, а с нами, с людьми, и видим в них самих себя как в кривом зеркале.

Добавить комментарий