Избалованный ребенок западного мира

Фейрли прямо пишет о том, что все беды и изъяны контркультуры проистекали прежде всего из ее стремления рассматривать политику сквозь призму кате­горий эстетики и свойственного ей представления о «политике как театре». Фиксируя некоторые действительно присущие со­циальной эстетике контркультуры особенности, этот критик, однако, делает из своих констатаций ничем не обоснованные выводы и обвиняет все движение протеста 60-х годов в лево­радикальном «эстетстве» и переносе в область политики идей и программ художественного авангардизма. «Все это детский набор штампов культуры последних пятидесяти лет,— заявил Фейрли по поводу идеологии левых радикалов.— Они нисколько не обращали внимания на то общество, которое намеревались изменить, а смотрели только на его искусство и слушали толь­ко его литературу» .

Во всех этих высказываниях невольно узнаешь идеи и утверждения одного из наиболее ожесточенных критиков левого радикализма — Раймона Арона, который уже в конце 60-х годов окрестил его «говорильней», пустозвонством, эстетством и бес­содержательной игрой пресытившейся студенческой молодежи. Майские события 1968 года во Франции он назвал «психодра­мой». Вспомним, что сама теория «психодрамы» была предло­жена американским социологом Дж. Морено в 30-х годах в качестве разновидности игровой психотерапии, дающей выход невротическим влечениям индивидов в социально приемлемой форме. Морено также надеялся, что, проигрывая на терапев­тической сцене те воображаемые ситуации, которые не могут быть реализованы в действительной жизни, пациенты будут достигать «психодраматического катарсиса» К
Этой-то теории Р. Арон и придает специфическую пол итико-эстетическую трактовку.

Добавить комментарий