Кадагганаг

Кадагганаг — сказитель и музыкант, амонаг — только певец. Не говорит ли это о том, что и во времена Пфаффа, т. е. в 60-х годах XIX в., об отдельных героях-нартах пели как о героях народных хоровых песен? Выяснение этого вопроса важно, конечно, прежде всего для фольклористов, но и в истории литературы оно осветило бы тесную связь между эпосом и народно-героическими песнями, прямыми «предками» многих произведений осетинской литературы народно-героического характера. Список имен, составленный Клапротом, интересен еще тем, что лишь некоторые из этих имен сохранились в памяти народа. Вероятно, Арсланбег в списке Клапрота — это Ас- ланбег из поныне широко распространенной, песни о сыновьях Бата, а Бауто видимо и есть имя отца братьев Аслаи- бега и Будзи—Бата. Карадзау — герой ныне уже редко исполняемой известной песни о Мамиаты Карадзау, а Гутши — герой песни о Кудты Кудзи. Другие имена, вероятно позабыты, как и песни о них. Любопытно, что в перечне имен есть Бекби, а за двадцать семь лет до Клапрота Штедер, побывавший в Осетии в 1781 году, называет одного Бекби, разбойника и вожака повстанческого отряда в Дигории. По характеристике Штедера Бекби — «хитрый, вероломный бродяга, скрывавшийся в горах, как ловкий вор и жестокий убийца на большой дороге»19. Но удивительно, что этот «убийца» не убил русского военного, пришедшего в лес, на бивуак его «шайки» из 30 человек. Показательно и другое: когда народ Дигории восстал против своих феодалов — баделят, то «Бекби, хитрый и решительный человек, известный всюду среди соседей и в горах, как отважный разбойник…поклялся и перешел со своими сторонниками на сторону дигорского народа»

Добавить комментарий