Клапрот в своем Путешествии

Ю.Клапрот в своем «Путешествии по Кавказу и Грузии, предпринятом в 1807—1808 гг.» частично повторяет своих предшественников, ос.обенно там, где пытается дать нравственную характеристику горцам, но в то же время приводит целый ряд таких объективных свидетельств об осетинской действительности, которых у его предшественников не находим. Еще инструктировавшему его Потоцкому казалось, что «осетины являются, вероятно, наиболее легко поддающимся цивилизации народом Кавказа». Это подтвердил и Клапрот: «К наиболее замечательным народам, населяющим -Кавказ, принадлежат осетины, которые живут как раз в центре гор по обеим сторонам горного снежного хребта». Но и при этом для него осетины являются, конечно, разбойниками, все-таки, когда Клапрот забывает свои предрассудки, ему удается заметить действительные свойства характера народа. «Они строго соблюдают законы гостеприимства и почти нет примеров, чтобы кто-нибудь нарушил их или обидел гостя. Однако если такой случай имеет место, то собирается все селение для суда над провинившимся, причем обычно вы. носят приговор сбросить его со связанными руками и ногами со скалы в реку. «Даже когда гость чужестранец» — подчеркивает Клапрот. Клапрот вошел в осетиноведение своим «опытом составления осетинской грамматики», кратким осетинским словарем и верной гипотезой об этногенезе осетин. Но для нас более важны его «народоведческие» высказывания. В этом смысле большой интерес представляет его перечень имен песенных героев осетин начала XIX века.

Добавить комментарий