Клич доходит и до мертвых

Клич доходит и до мертвых, и если спрячешься, То ходи в женском платке до скончанья веков!.. Осетия бедная! Перед пришельцем-алдаром Неужто ты думаешь без тревоги смириться? Пришельцу-насильнику, может когда-то доверчиво Вручила свою волю, надеясь найти у него правду? Мой друг, мой любимый! Умри от раскаяния, Если ты согласишься быть рабом пришельца-алдара! Коста глубоко верил, в силу народа. Если он поднимется, то «перед силой народа вздрогнут и скалы», — говорит поэт в песне «Додой» и зовет к боям «за правду и свет» в «Походной песне». «Походная песня», кстати, написана под сильным влиянием одной из песен Гриши Добросклонова (глава «Доброе время — добрые песни»). Нет вождя, нет единства в народе, нет организованного протеста. Отсутствие революционных действий народных масс, отсутствие организующей и руководящей силы, способной повести в «поход» со «знаменем народа», на котором начертаны лозунги «За правду», «За свет», приводило поэта к тоске по революционности, как и русских революционных демократов. Еще Некрасов звал «менее терпеть», и страстно ждал, когда же «грянет буря» и расплещет «чашу вселенского горя». Но далеко было пока до «бури». Это обстоятельство не могло не вызывать благородную тоску по «буре» (кстати, образ бури нередко появлялся в русских стихах Коста). В стихотворении «Раздумье» поэт прямо называет причину своей тоски: Мои мысли, мои стремления Не разделяет младший, Младший за мною Не идет на битву. За счастье страны Не льется моя кровь, Ношу, как ярмо, Эпоху рабства! (подстрочник).

Добавить комментарий