Психология горской бедносты

«Психология горской бедносты и осевшей на плоскости осетинской земледельческой массы… капитал выжимает старые элементы, масса пыхтит, поддаваясь мечте о прошлом». В этих набросках верно намечены причины популярности поэмы «-Жфхаердты Хаесанж» в пореформенной Осетии. Патриархальное крестьянство, испытывавшее экономический, политический и национальный гнет, психологически было подготовлено к тому, чтобы воспринять, как новое, сугубо современное — лроблему одиночества, кеспарведли- вости сильных к слабым, и идею справедливого возмездия. Ненависть патриархального крестьянства к неумолимо наступавшим буржуазным отношениям, его глубоко трагическое чувство одиночества и бессилия перед их несправедливостью — вот та психологическая почва, которая обеспечила поэме популярность в народе. В этой сложной и трудной ситуации осетинское крестьянство естественно обращало свой взгляд к идеалам прошлого, к демократизму родовых отношений. Оно искало нравственную, идеологическую и психологическую опору в своем одиночестве и беззащитном положении. Выработать иные идеалы в условиях неразвитого классового и национального самосознания оно не успело и вновь обращалось к идеалам и связям давнего родового прошлого. Ожидать от осетинского патриархального крестьянства и его неграмотного певца, каким бы он ни был мудрым человеком и большим поэтом, иного решения, иных идеалов неправомерно. Но от поэта просвещенного, претендующего не миссию духовного наставника своего народа, вполне логично ожидать освещения народной жизни и народного сознания передовыми идеалами времени.

Добавить комментарий