Колоритные сцены

Мусса пять лет провел в лакейской передней. Драматург мог бы изобразить колоритные сцены лакейского житьябытья. Но ему важно выяснить, как исказил характер, психологию и нравственный облик простого деревенского парня лакейский паразитизм и холопское угодничество. А для этого достаточно было столкнуть его в одной ситуации с его прежними друзьями, с которыми он вырос и воспитался. Мусса лакей встретился как бы с самим собой, с своими прежними нравственными представлениями.

Такая же встреча происходит и в «Лучше смерть, чем позор» абрека Кирима с крестьянином Ахматом или с самим собой, когда он был еще «хорошим парнем», как о нем говорит Ахмат. Кирим пятнадцать лет тому назад «убежал в абреки», но опятьтаки этот факт остается за сценой. Драматургу важно выяснить, как повлияла абреческая «звериная жизнь» на психологию и идеологию Кирима («каким зломысленным стал»), а не изображать его абреческие «подвиги». И достаточно было столкнуть его с Ахматом в двух ситуациях: в одной мирной, чтобы выявить его «злрмыслие», в. другой боевой, чтобы снять с него героический ореол «храброго абрека». В первой он «зломысленный» индивидуалист, во второй обыденный конокрад, а не герой.

Молодые люди из села Фаскау похитили одну из двух сестер, но Бритаев и это происшествие оставляет за сценой, аначинает с выяснения причин, идейноцсихологических мотивов и последствий случившегося факта. Правда, здесь конфликт более сложный, в него вовлечено множество лиц и для выяснения всех причин их поведения, для снятий с них обветшалых идеологических масок понадобилось ёще несколько «хабаров». Но и здесь внимание драматурга обращено не к самим происшествиям (они остаются на втором плане, хотя и совершаются на глазах Зрителя), к к идейнопсихологическому противоборству вовлеченных в эти происшествия характеров.

Добавить комментарий