Кончилось трагическое повествование

Кончилось трагическое повествование. Справедливость восстановлена ценою жизни десяти отважных мужей. Сказителю остается выйти за пределы причинно-следственной связи событий трагического случая и найти наиболее общую» кардинальную причину всего явления. И он находит и называет его: Слушайте, юноши, слушайте, младшие, Лучше прислушайтесь к завещанию предков: У кого нет брата в этом суетном мире, У кого нет взрослого сына, кто не имеет родичей, Точнее, юноши, кто не имеет заступника, Тот одинокий человек, тот бедный человек, Нет более одинокого и средь лесного воронья, Нет более бедного в этом суетном мире… В этой заповеди предков обобщен социальный опыт многих поколений. Она бесспорна и для сказителя и для его слушателей второй половины XIX века. Тем более она была бесспорна для тех, кто завещал ее потомкам из дали веков, обобщив в ней свой трагический опыт. Сказание о трагической гибели одинокого рода Афхардовых об умерщвлении в один туманный день девяти мужей из рода Мулдаровых последним мужчиной вроду Афхардовых — Хасаной служит как бы кровавой иллюстрацией к правде этого обобщения предков. Поэма строится именно на конфликте между «одиноким, как ворон лесной» (эта строка представляет собой вариант народного присловья) и многочисленным родом, между Мул- даровыми и одиноким Соламаном и его сыном Хасаной. Мулдаровы убивают Соламана, потому что он — одинокий, нет у него ни брата, ни взрослого сына (Хасана еще спит в колыбели), ни родичей, точнее — «не имеет заступников».

Добавить комментарий

Проект организации строительства в реставрации
Проектные работы, проект организации строительства в реставрации с авторским надзором
stroyrekonstrukciya.ru