Контркультура, в теории

Она весьма созвучная принципам «жи­вописи действия» (коль скоро она переносила акцент с самого произведения на процесс его создания), на практике парадок­сально приобщилась к поп-арту, выступившему против изоля­ционизма, характерного для влиятельных направлений буржу­азной эстетики (в частности, для такого видного ее представи­теля, как Герберт Рид) и художественной деятельности (в осо­бенности абстрактного экспрессионизма). Представители движе­ния протеста не без оснований усмотрели в поп-арте возмож­ность демократизации воздействия искусства и подрыва господ­ствующей культуры как бы изнутри, на ее же собственной тер­ритории. Однако, при всей ироничности по отношению к буржу­азной «массовой культуре», доходящей подчас до неприкрытого издевательства, поп-арт — порождение этой культуры, сохраня­ющее известную автономию именно благодаря унаследованной от модернистской традиции скульптуры и живописи обособлен­ности от широкой аудитории. Поэтому при перенесении его принципов в «подпольное» искусство, в особенности в кино, что и было осуществлено Энди Уорхолом, оппозиционность быстро оборачивалась «рекуперацией». Не случайно именно картины Уорхола и Поля Морисси «Плоть» (1968) и «Мусор» (1969) вы­вели этот кинематограф из «подполья» на простор коммерче­ского экрана, продолжив линию «Связного». Здесь можно было найти в основном внешние атрибуты «вольной жизни» интел­лектуальной элиты в контакте со столь же пограничным миром люмпенов. Зрителя были призваны привлечь и экзотика в соче­тании в объективистской манерой повествования и эротические моменты. Постоянное движение из «подполья» к «системе» и формиро­вание новых, «еще более оппозиционных» группировок легко можно проследить почти в каждом виде искусства. В музыке это и коллизия «Битлз», довольно быстро принятых истеблишмен­том, с более жесткими «Роллинг Стоунз» и «Фронт освобожде­ния рока», возникший в начале 70-х годов в противовес ком­мерциализации этой формы музыкальной культуры  В театре сходные процессы затронули миграцию трупп по «маршруту» офф-офф-Бродвей — офф-Бродвей — Бродвей . А принадлеж­ность к более или менее глубоко «подпольному» слою сама по себе еще не свидетельствовала о преобладании социально актив­ных элементов.

Добавить комментарий