Разрушение красоты

Разрушение красоты, уродство современности, а не только отсутствие справедливости или равенства было исходной причиной бунта Маркса против мира капитала. Искусство, создаваемое в буржуазном мире, не гармонизирует личность, но скорее действует как обезболивающее средство, позволяя людям забыть об их страданиях. Поверхностная красота искусства как товара соответствует потребностям отчужденного индивида, способствуя продлению его идеологического сна. Поэтому настоящему художнику не следует стремиться к такой фальшивой красоте; наоборот, он должен пробуждать людей, внося дисгармонию и разлад в их сознание. Только после социальной революции, когда эгоистическому прагматизму будет отведено подобающее ему подчиненное положение, подлинная красота сможет вернуться в искусство. Искусство в отчужденной действительности является частью «надстройки» общества, его идеологии, поддерживающей власть господствующего социального класса. Но при этом идеология никогда не является простым отражением экономического базиса. Маркс и Энгельс подчеркивали относительную независимость искусства и возможность его обратного влияния на ход истории. Обособленность искусства в капиталистическом обществе, его ограниченность сферой «надстройки» это следствие социального разделения труда, которое исчезнет вместе с преобразованием общества, направленным на восстановление целостности человека.

Добавить комментарий