Критика фрейдовского понимания

В своей репрессии как аб­солютного культурного норматива выразители политико-эсте­тической концепции левого радикализма уже не могут не вво­дить социально-исторические и экономические элементы в рас­смотрение проблемы отчуждения чувственности. Маркузе, на­пример, стремится уточнить позицию Фрейда, вводя в социаль­ную эстетику контркультуры два новых понятия — «сверхреп­рессия» и «принцип производительности». В структуре репрессивного «принципа реальности» он выде­ляет биологический и социоисторический уровни. Первый обу­словлен низкой производительностью труда, второй вызван к жизни не требованиями самоограничения в условиях биологи­ческой борьбы за существование, а стремлением правящих классов к расширению сферы репрессивного манипулирования ради сохранения и укрепления власти над индивидом. «Если это так,— заключает Маркузе,— то репрессивная организация инстинктов в условиях борьбы за существование объясняется внешними причинами, то есть такими, которые не укоренены в структуре самого инстинкта, а проистекают из особых истори­ческих условий его развития»

Этот мотив совершенно отличен от фрейдовской логики, в рамках которой не проводится различие «внешних» (социаль­но-исторических) и «внутренних» (природных) факторов ре­прессивной организации человеческой чувственности. Однако, по мнению Маркузе, перенос акцентов на социально-историче­ский аспект отчуждения природных чувственно-эстетических влечений индивида как будто бы гарантирует возможность по­степенного ослабления репрессивного контроля над инстинктив­ным развитием и полную ликвидацию угнетающих личность репрессий в будущем.

Добавить комментарий