Уровень искусства

Пожалуй, наиболее непримиримую позицию по отношению к сторонникам противоположного лагеря занимал А. В. Дружинин. Для него творчество Пушкина было абсолютным мерилом художественного уровня искусства, а также доказательством того, что подлинная красота и поэтическая свобода обладают правом на вечное существование. К современной же литературе Дружинин относился довольно критически, он именовал ее «дидактической», упрекая в служении минутным интересам, сужении тематики, нарочитой тенденциозности, но иногда соглашался с тем, что теория свободного творчества не исключает «здравого и даже современного поучения».

По мнению автора магистерской диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», главный недостаток идеализма в том, что он считает красоту природы неполноценной и приписывает искусству способность восполнить то, что человек не может взять от природы. Получается, что искусство, как продукт духовной деятельности, стоит выше природы, а красота художественного произведения, как воплощение идеи в образе, выше красоты природной. В противоположность такому учению Чернышевский выдвигает свой тезис «прекрасное есть жизнь»; чувство прекрасного сродни тому, которое наполняет нас при виде милого нам существа, мы бескорыстно любим и наслаждаемся прекрасным; в нем есть чтото дорогое нашему сердцу. Слово «чтото» обозначает многообразие видов, в которых может проявиться прекрасное. Но как бы оно ни проявлялось, оно должно проявиться прежде всего в жизни, поэтому определение «прекрасное есть жизнь, прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь, какой она должна быть по нашим понятиям» охватывает все случаи проявления прекрасного.

Добавить комментарий