Критика идеологии

Разрушая эмпатическую иллюзию, отказываясь от принципа «отражения действительности», эпический театр действовал как критика идеологии, вынуждая зрителя думать о том, почему события происходят именно так, и, по замечанию друга и поклонника Брехта В. Беньямина, подводя его к осознанию, что они могли бы происходить и иначе. Остранение можно соотнести с беньяминовской идеей разрушения в современном искусстве магической «ауры» произведения, которая является в действительности проводником идеологии, поскольку ее очарование парализует критическую рефлексию. Приемы эпического театра должны были вызывать у зрителей замешательство, шок, возмущение, желание вмешаться в ход событий. Результат всего этого, в отличие от традиционного театра, не внушение зрителям какихто универсальных моральных истин, а пробуждение критического революционного сознания. Такой театр давал зрителям историческое понимание действия социальных процессов и вызывал потребность в радикальных социальных переменах.

Эпический театр Брехта порывал с традиционным театром, целью которого было доставлять зрителям удовольствие. Цель эпического театра не убаюкивающее зрителя удовольствие, помогающее ему продлить идеологический сон, а знание, достигаемое через болезненный шок пробуждения. Брехт отрицал театр, создающий иллюзию реальности, поскольку такой иллюзионистский театр воспроизводит господствующую идеологию и навязывает зрителю отождествление этой буржуазной идеологии с реальностью. Показывать реальность на сцене нужно так, чтобы становилась очевидной необходимость ее изменения. Брехт полагал, что его пьесы представляют собой альтернативу буржуазному театру, побуждая зрителей к критическому взгляду на мир. Брехт, как и К. Корш, его марксистский учитель, рассматривал интеллектуальное действие искусство и теорию как важный элемент революционной практики. Революционный театр предполагает также «политику разделения».

Добавить комментарий

Автоцентр журнал
bymotors.info