Леворадикальное «эстетство», или «новый» консерватизм против контркультуры

При всей противоположности консервативно-апологетическо — го сознания 70-х годов и социальной эстетики контркультуры в них оказался укорененным внешне сходный тип интерпрета­ции современного общественно-политического и культурно­художественного процесса. Так, используя терминологию западного культуролога Питирима Сорокина, многие консерва­тивные оппоненты «новых левых» утверждают, что современ­ная западная культура претерпевает под влиянием контркуль­турных тенденций своего рода радикальную мутацию, которую они определяют как переход от «идеативной» культуры к «сенсативной», то есть «чувственной». Как правило, это изменение связывается с проникновением мотивов социально-культурного радикализма в гуманитарную традицию западной культуры и искусства, в результате чего в укоренившейся в западном ми­роощущении дихотомии «чувственность» — «разум» ценностные акценты переносятся с последнего члена на первый. Буржуазные идеологи дают резко негативную оценку этой схемы культурно-исторического процесса. Исходя именно из нее, они инкриминируют левому радикализму и контркультуре варварское отношение к завоеваниям западноевропейской ци­вилизации и их забвение в чувственной аффектации. Возлагая на радикальный социально-культурный авангард всю вину за «материально-телесное» принижение духовных идеалов запад­ной культуры и искусства, буржуазные критики истолковывают его как «антикультуру», как по л итико-эстетический апофеоз чувственности. Чувственность в данном случае понимается как практическая эстетическая способность, как стихия эмоций, прорывающихся в мир политики, которому противопоказана эффективность и который призван руководствоваться взвешен­ными рассудочными критериями. В этом плане и высказывают­ся опасения, что «новый стиль культуры проникает и в полити­ку, поощряя разрушение разумности и цивилизованности»

Добавить комментарий