Слуга церкви

Писатель с еще большим ожесточением нападает на слуг церкви. В его публицистике есть ряд резких высказываний, адресованных церковнослужителям. В рассказе «Дыса» священник корыстолюбец и взяточник. В новелле «Ласточка» архиерей наставляет народ быть гуманным, незлобивым: «Любите друг друга, не забывайте бога, любиге бедных, помогайте им, не обижайте зря ни вола, ни коня, не утруждайте их} сверх меры, любите всякую божью тварь» и т. д. В то же время подчиненный ему священник избивает свою жену, службу отправляет в захлам 82 ленной церкви, разоряет гнезда ласточек и т. д. «И никто из подобострастных людей не осмелится разоблачить его», замечает писатель.

Ложь, демагогические фразы и обещания одинаково ненавистны писателю, откуда бы они не исходили: из уст гадалки, с церковной кафедры или с престола короля.

Ряд драматических сцен Сека («Воры поневоле», «Лекса и Карасе», «Тотырбег и его жена») посвящен явлениям общественного и частного быта. Взяточничество местных властей, пьянство, воровство, поминки все эти явления серьезно занимали писателя и осуждались безогорочно.

В ряду этических проблем, которые столь настойчиво и постоянно ставились писателем, особенно привлекал его внимание вопрос о взаимоотношениях между родителями и детьми. Почитание старости, сыновний долг перед родителями для Сека были священны и непререкаемы. Эти понятия, вынесенные из патриархальнородового этического кодекса, писателю остались дороги на всю жизнь, а в мире капиталистической наживы они потеряли не только святость, но и авторитет. Отношения, основанные на кровном родстве, вытеснялись все больше и больше вещным ми отношениями, интерес народа личным интересом, нравственный долг материальной выгодой.

Добавить комментарий