Магистерская диссертация

Можно также спросить: разве магистерская диссертация Н. Г. Чернышевского не была философским сочинением, в котором он прямо называл себя последователем JI. Фейербаха, стремящимся распространить его философские идеи на эстетику? А куда отнести мощное «вторжение» в эстетику философских идей В. С. Соловьева, ознаменовавшее переход русской эстетической мысли с уровня литературнокритической, публицистической полемики 5070х годов к новому этапу, свидетельствующему о начавшихся переменах во всей русской культурной жизни в конце века? Понятно, что в таком тонком деле, как разграничение духовных течений, трудно провести четкие водоразделы. Поэтому заданные вопросы и замечания сделаны не в упрек автору исследования русской философской эстетики, а только для того, чтобы напомнить: эта проблема еще требует дальнейшей разработки.

Основой философии любомудров была философия тождества Шеллинга, которую они развивали и приспосабливали к русским условиям, как во время существования, так и после роспуска кружка. Наиболее сильно философский интерес был выражен у Д. В. Веневитинова. Веневитинов, проживший всего 22 года, предстает глубоким мыслителем, сумевшим понять насущные задачи своего времени. В работе «О состоянии просвещения в России» он полагал необходимым, особенно для России, обратиться в поисках теоретических оснований к философии, чтобы «образовать единую систему мышления» в отношении изящных наук, считал, что «все науки сводятся к философии и из ней обратно выводятся».

Добавить комментарий