Мысль Цомака

Мысль Цомака о взаимоуважении революционных партий, о солидарности в борьбе против общего врага не была призывом к их политическому примирению. Но Цомак смотрит на борьбу партий с точки зрения общечеловеческой морали. А понять сущность идеологических разногласий между социалдемократией и эсерами с этой точки зрения было невозможно. Это был тактический и политический спор, и его следовало рассматривать и оценивать именно с позиций идей, тактики и политики двух партий. Только тогда мог бы прийти писатель к правильным выводам.

В рассказе «Товарищ Мазай» есть такая фразахарактеристика обитателей тюремной камеры: «В камере стояла напряженность: ни разговору, ни даже слова; точно души всех закрыли свои раковины, точно свернулись сердца, ощетинившись». Но о человеческих душах, «закрывших свои раковины» перёд страданиями оступившегося товарища, повествуется в другом рассказе «Подаванец».

Молодой студент Александр Серов, участник революционных событий, попав в тюрьму, не выдержал бесконечных мучений и после настойчивых просьб старушкиматери подал прошение о помиловании. Товарищи его «законно окрестили» «подава нцем» и «прошенистом», «изгнали», презирают и преследуют. Даже в Сибири, на месте причисления, когда он на их глазаг умирает от голода, они не пришли ему на помощь. И Александр покончил с собой.

Среди всей этой пестрой массы эсеров, эсдеков, анархистов, бундовцев, националсоциалистов нашлись только два человека, которые заступились за товарища, но не смогли сокрушить стену предрассудков и бессмысленной жестокости. Писатель, подчеркивает, что люди, преследовавшие Серова, якобы из высоких побуждений, стремясь оградить революционные ряды от малодушных и безвольных, сохранить нравственную чистоту борцов, сами оказываются на поверку морально нечистоплотными. Они пьянствуют, предаются распутству, циничны в отношении к женщине, эгоистичны и тщеславны. Поэтому их апелляция к «высшим целям революции» оказывается циничной демагогической фигурой в митинговой риторике.

Добавить комментарий