Личные убеждения

Некоторые критики обвиняли Бритаева в том, что он, с заведомой целью очернить победу революции, не освободил Амрана в своей драме. Между тем ясно, что драма писалась после поражения первой русской революции и о причинах ее поражения, о том как сделать революцию победоносной. Октябрьская революция помогла писателю найти верное решение этих вопросов и тем самым дала возможность завершить работу над драмой, задуманной еще в 1909 году. Критикам этим невдомек, что Бритаев выступил бы сторонником народнической теории толпы и героев и эсеровской тактики в революции, поступив по их рецепту. Нет, Бритаев воюет против этой теории и тактики и возвеличивает, проповедует тактику народной революции, которую он в свое время не понял и не принял. Но когда эта идея стала его личным убеждением, то он мужественно отказался от своих ошибок и искренно проповедовал ту новую правду, которую обрел с победой Октябрьской революции и Советской власти.

Итак, цель, которую преследовал драматург, осуществилась: на трагическом примере безумно храброго Беса показана •ошибочность пути, которым шли в своей борьбе героические одиночки, и провозглашена устами Ныфс и Цопана та тактика борьбы, которая неминуемо приведет к победе.

Донести до народа правду революционной борьбы, правду о народе и его врагах небожителях, поднять народ на «великую битву» и возглавить его, опираясь прежде всего на «рабочих острова», на «тех, кто работает молотом, и на тех, кто орудует киркой», ибо «молот просвещает разум, а соха затемняет его», такова заветная мысь Бритаева, к которой он пришел в последние годы своей жизни и которую завещал потомству в своей драме «Амран».

Добавить комментарий