На онтологическом этапе

Верно, что только в отношении к человеку проблема реальности предстает со всей ясностью, но это не означает, что вся философская проблематика сводится к проблеме человека, как у Канта. И даже если проблема реальности ставится в антропологическом ключе, ответ на вопрос о том, что такое человек, может быть получен только

Верно, что только в отношении к человеку проблема реальности предстает со всей ясностью, но это не означает, что вся философская проблематика сводится к проблеме человека, как у Канта. И даже если проблема реальности ставится в антропологическом ключе, ответ на вопрос о том, что такое человек, может быть получен только на основе категории реальности, а не наоборот.

Сам Субири подчеркивает, что его мышление в его интеллектуальной эволюции проходит два фундаментальных этапа: онтологический и строго метафизический. Но есть еще предварительный – феноменологический – этап с 1923 по 1931 год, под влиянием Гуссерля. Благодаря феноменологии, как признает Субири, философия осуществила возврат от психического к самим вещам, и тем самым сделала возможным философствование как таковое. Философия не может быть сведена только к теории познания или к методологии науки. Но, опираясь на этот феноменологический импульс, Субири идет дальше.

На онтологическом этапе (1932 – 1944, выход в свет «Природы, Истории и Бога») к гуссерлианскому вдохновению присоединяется мощное собственное вдохновение. Вещи не является простыми предметами или объективными и идеальными коррелятами сознания, но обладают своей собственной существенной структурой. Таким образом, постепенно он создает философское окружение онтологического и метафизического характера. Субири ищет логику реальности. К этому периоду относятся размышления о Хайдеггере и Ортеге и Гассете.

С 1944 года начинается строго метафизический этап. Является ли реальность и бытие одним и тем же? Для Хайдеггера, который подмечает различие между вещами и их бытием, метафизика или исследование сущего основывается на онтологии или исследовании бытия. Субири идет противоположным путем. Бытие основывается на реальности и, постольку, онтология основывается на метафизике. Высшая цель философии – изучение реальности как таковой, а не предмета или бытия.

2. Понятие реальности у Субири

Согласно Субири, современная философия строится на четырех ложных субстантивациях: пространства, времени, сознания и бытия. Вещи рассматриваются как существующие в пространстве и времени, постигаемые актами сознания и являющиеся моментами бытия. Все это следует отвергнуть. Пространство, время, сознание и бытие – это не четыре вместилища вещей, а всего лишь черты вещей, которые являются реальными в себе и сами по себе.

Кант, следуя Ньютону, но, делая субъективной его позицию, думал, что вещи находятся в пространстве и во времени. На самом деле имеет место совсем другое.

Добавить комментарий