Национальная драматургия

Реализуя эти неизбежные требования к национальной драматургии на заре ее становления, Бритаев прежде всего решил строго отбирать ситуации, ограничивать свои драмы несколькими «хабарами». В «Побывавшем в России» и в «Мир праху обезьяны. » всего по одному хабару, в «Лучше смерть, чем позор» два происшествия, в «Хазби» и «Амране» по три, и лишь в «Двух сестрах» четыре.

Строжайший отбор происшествийхабаров одна из отличительных особенностей драматургии Бритаева. Стремление современной осетинской драматургии к нанизыванию множества происшествий на вертел замысловатой интриги совершенно чуждо традициям Бритаева.

Бритаеву вполне достаточно было одной ситуации, чтобы полностью раскрыть несложный характер, психологию и идеологию барского лакея Муссы.

Драматург мог бы на материале абреческой жизни, полной скитаний и опасностей, построить сложную, динамичную интригу с захватывающе острыми ситуациями. Но он в двух простых ситуациях столкнул два типа психологии и морали, патриархального горца и воинствующего индивидуалиста и в полную меру сумел раскрыть правду действительности через правду характеров.

Ясность замысла, идейноэстетической проблематики определила простоту и общедоступность драматической формы.

Бритаев, как справедливо заметил сам, стоял близко к жизни, и знал, что народ заинтересован не в замысловатом сцеплении происшествий (этих происшествий каждый знал и слышал не меньше драматурга) или картин быта. Народу важно 204 было вскрыть правду действительности через правдивый анализ содержания, смысла происшествий и картин жизни.

Зная это, Бритаев стремится брать несколько обычных в осетинской действительности происшествий и вскрывать их подлинный потаенный смысл, выявлять мотивы поведения людей в данных ситуациях.

Все пьесы Бритаева построены на анализе причин и следствий определенного, уже случившегося происшествия. Творчество Бритаева драматургия случившегося факта.

Добавить комментарий