Над этой поэмой Коста

Над этой поэмой Коста начал работать еще в Херсонской ссылке. 1 сентября 1899 года он сообщал двоюродному брату Андукапару Хетагурову: «Написал я около 300 строк «Хетаеджы кадаег». Выходит очень характерно!».Работа над поэмой, видимо, продолжалась, правда, с большими перерывами, до конца творческой деятельности поэта. Так, например, тому же Андукапару он писал 7 марта 1902 года из Владикавказа: «Пишу на осетинском языке поэму «Хетаг». Василий, которому я читал написанную уже часть, настаивает, что у Хетага было два сына — Джеорджи и Гаджи». Из этих замечаний автора можно сделать кое-какие выводы относительно замысла поэмы в целом. Во-первых, работа над поэмой продолжалась в течение почти трех лег. во-вторых, поэма задумана и выполнялась в характерном для народно-эпических сказаний стилистическом ключе (манера повествования, приемы описания событий и характеросложения, изобразительные и выразительные средства). В-третьих, сюжетная линия поэмы, по-видимому, связывалась не только с жизнью Хетага, иначе зачем понадобилось бы спорить о том, сколько было сыновей у Хетага. Однако эти данные все же не вводят нас в общий идейный замысел поэта. Из поэмы написано всего шесть глав (в черновой рукописи). Судя по ним, невозможно установить дальнейшее движение сюжетной линии и общую композиционную структуру произведения. Начинается поэма с традиционного в эпическом кадаге пролога, который выполнен в народно-сказовой манере. Этот «пролог», обращение сказителя к слушателям, дает только зачин самого общего характера, служит вступлением к широкому эпическому повествованию, прославлению предков (фыдаелты кадаег), но важен в том отношении, что определяет жанр (кадаег — песнь славы) И» стиль повествования, вводит слушателя (читателя) в общее настроение эпической поэмы о славных делах доблестных предков.

Добавить комментарий