Народы России

К войне Сека относился отрицательно как к народному бедствию и бессмысленному кровопролитию. Об этом свидетельствуют стихотворения «На Балканах» и «Тигр, кот, медведь и волк», Последнее, вероятно, написано позднее «Призывного» и, если не ошибаемся, является иносказанием об империалистической войне. Медведь заступился за волка, тигр за кота. Всполошился весь звериный род, избили, искалечили друг друга, а «жизнь, какой была, такой и осталась».

Словом, в войнах Сека не видел никакого смысла, ибо он привык рассматривать их с точки зрения интересов простого народа, для которого война была лишь несчастием. Но русско германскую войну он понял, как стремление Германии покорить народы России, отнять у них земли, дома, честь и право на самостоятельную жизнь. Сека, ненавидевший всякое насилие и рабство, никак не мог примириться с тем, чтобы сложить оружие перед пришлым врагом, отдать на позор себя и родину, честь свою и предков. Он в этом стихотворении выступает как истинный патриот, страстно любящий родную землю и родной народ. А то, что его патриотизм не поднимался до патриотизма революционного пролетариата, неправомерно ставить ему в вину. Патриотизм Сека ничего общего не имел с официальным патриотизмом. Никогда он не призывал к войне за царя и за веру, а родину он любил и звал ? на ее героическую защиту от чужеземных захватчиков.

В горьких раздумьях о родной стране, о судьбе многострадального народа, с надеждой на неминуемое наступление освобождения, с чувством восхищения героическим обликом людей гигантов, революционеров, рвущих вековые цепи, закончил Сека Гадиев свой творческий и жизненный путь.

Добавить комментарий