Особенности «ново­го» консерватизма

Одна из характерных и отличительных в том, что ему удалось придать многим тра­диционным консервативным моральным и культурным ценно­стям недостававшую им в прошлом интеллектуальную респек­табельность. Если прежде именно либерализм считался господ­ствующим сознанием буржуазии, а консерватизм, скорее, отож­дествлялся с идеологией феодально-аристократической реакции на поступательное капиталистическое развитие, то сегодня тра­диционные идеи консерватизма оказались прочно укорененными в сознании апологетов буржуазного «статус-кво». В этой связи по-новому зазвучало классическое определение консерватора, данное англичанином Майклом Оукшоттом: «Быть консерватором это значит предпочитать привычное — незнакомому, испытан­ное — неизвестному, факт — загадке, реальное — возможному, ограниченное — беспредельному, близкое — далекому, достаточ­ное — сверхобильному, удовлетворительное — блестящему, ны­нешнюю улыбку — утопическому блаженству». Таким образом, добродетели буржуазного охранительства были зачислены в руб­рику «консерватизма» и в своей совокупности определили «стиль» консервативной «реставрации» 70-х годов. Подверженность ошибкам и потенциальная тираничность власти большинства и вытекающая отсюда желательность раз­деленной, ограниченной и сбалансированной политической вла­сти»  Социальные функции культуры и искусства консерватизм видит почти исключительно в пропаганде указанных положений и воспитании соответствующего апологетического типа лично­сти.

Преемственность постулатов этого консервативного «кредо» отчетливо обнаруживается в самых различных идейных тради­циях консерватизма как в Европе — в Англии, Франции, Герма­нии, так и в Америке, что подтверждается многими подробными исследованиями западных авторов. Также нужно сказать, что в традиционном консервативном миросознании проблемы культу­ры и искусства всегда занимали одно из важных мест.

Добавить комментарий