Неприятие современности и обращение к прошлому

К ари­стократическим традициям средневековой Европы или амери­канского рабовладельческого Юга выразилось, например, в вы­двинутом «неогуманистами» философско-эстетическом лозунге «Обратно к классицизму!», отражавшем их стремление навя­зать искусству политический консерватизм. Так, в своей про­граммной статье «Что такое гуманизм?» (1908) Бэббит выступает с требованием вернуть термину «гуманизм» его «изначальное» латинское значение, которое он определяет как «аристократиче­ское следование доктрине и дисциплине». «Истинный» гума­низм, который, согласно его утверждениям, должен вдохновлять художника, противоположен идеологии альтруизма, человеколю­бия, вере в прогресс человечества . «С точки зрения цивилиза­ции,— писал Бэббит,— принципиально важно, чтобы некоторые индивиды в каждом обществе были освобождены от необходи­мости заниматься физическим трудом, чтобы они могли зани­маться высшими формами деятельности и доказывать тем са­мым свою способность быть лидерами» . Идеалом с этой точки зрения служит художник-аристократ, творящий «высокое» ис­кусство и обучающий «толпу» законопослушанию и моральному ригоризму. Несколько иные акценты были сделаны в системе традицион­ных консервативных социокультурных убеждений «южными аграриями», подчеркивающими сословные и региональные ме­ханизмы формирования элиты художников и правителей, все так же противопоставленных «толпе». В своем программном манифесте «Я займу свою позицию» (1930), подписанном «две­надцатью южанами», «аграрии» возвестили о своем наследова­нии традиций классической средневековой европейской культу­ры и искусства — общественной иерархии, сословности, аристо­кратизма, «любви к прекрасному». Даже рабство, согласно их утверждениям, было чем-то ужасным только под пером Бичер — Стоу, тогда как в практике американского Юга это была пат­риархальная идиллия, способствовавшая расцвету искусств и ремесел. «Юг слепо привержен к тем формам европейского настроения и поведения, которые были сокрушены французской революцией и которые в очень слабой степени хранятся в па­мяти Англии… Где, кроме Юга, имеется еще такое общество, которое верит, хотя бы тайно, в Кодекс Чести?»  — вопрошал Тейт в работе под характерным названием «Реакционные эссе» (1936).

Добавить комментарий