Деревенское сообщество

В-третьих, особое положение государства в обществе в целом связано с той значимостью, которая придается в Японии лидеру группы. Для объяснения феномена группизма профессор Хаяси Сюдзи использует два термина — мура и иэ, которые являются ключевыми для понимания роли лидера в группе. В обычных условиях, пишет профессор Хаяси, каждая японская группа действует по типу мура, т. е. замкнутого деревенского сообщества, главной заботой которого является взаимная выгода его членов. Пока извне ничто не угрожает мура, она не нуждается в могущественном лидере. Достаточно такого, который поддерживает гармонию внутри сообщества и действует как организатор и посредник, а также как хранитель его обычаев. Однако, когда возникает внешняя угроза, мура превращается в иэ — организацию более жесткую, требующую от всех членов безусловного подчинения. В этом случае лидер группы превращается в могущественного «правителя» авторитарного типа, действующего на основе жестких приказов, а не уговоров и увещеваний.

Очевидно, что поскольку за свою долгую историю Япония весьма часто оказывалась перед лицом национальных кризисов, когда государство превращалось в жесткого лидера, а функции его чрезвычайно ужесточались и расширялись, общественное сознание как бы закрепило за ним его особый статус и право действовать «на грани закона, если не за его пределами» Таким образом, основополагающие социокультурные ориентиры японской нации — группизм и ва — как бы легитимизируют особое положение государства и его действия, выходящие за пределы его легальных полномочий.

Добавить комментарий