Невежественный жених

Грубому и невежественному жениху нечего ответить, он и не понимает, чего от него хотят, и резко обрывает ее: «Ты мастерица лаять, как собака. Но меня сладкими словами не проведешь. Пока не женюсь на тебе и не изобью твои красивые губы подошвой чувяка, не оставлю тебя! » Жених начинает грубить, образ мужчины, нарисованный Хансиат, полная противоположность ему. Он человек с лакейским характером, зарабатывающий копейки, прислуживая пирующим за столом. Его единственное достоинство это кинжал и пистолет, которые он пытается употребить против женщины, вопреки рыцарским обычаям старины. Это выродившийся тип даже с точки зрения обычаев старины.

С кем бы из противоборствующего лагеря ни столкнулись люди новой морали, они легко побеждают их, когда речь идет о разумности и человечности тех или других нравственных понятий. Но тогда защитники старины плотно закрываются обветшалой тогой освященных веками адатов. Идеологический спор, преимущественно в сфере этических представлений, идет почти на протяжении первых двух картин. Только в конце второй картины резко обостряется конфликт и спор с языка логических раосуждений и этических категорий переходит на язык кинжалов и пистолетов.

В решительной идейной схватке обоих лагерей писатель показывает и слабость позиций людей новой морали: у них не хватает смелости, решительности до конца осознать силу свою? идей и отстаивать их хотя бы ценою жизни. Они слишком одино. ки и подавлены превосходством сил противника.

Защитникам старины нечего добавить к своим аргументам. Адат, обычай, права женщины и мужчины, авторитет старшинства, уговоры, угрозы, увещания вот их испытанные, но внутренне лживые, лишенные разумности и человечности средства. К тому же они движимы не убежденностью в справедливости этих средств, а корыстолюбием.

Добавить комментарий