Новейшая музыка и изобразительные искусства

Не случайно остались за пределами прямого воздействия «контрреформации». Ссылки X. Креймера па классический балет и бельканто оче­видно указывают в прошлое. Впрочем, Леонард Бернстайн и ранее в своем знаменитом «Открытом письме» указывал, «что впервые мы живем музыкальной жизнью, не основанной на произведениях нашего времени» . Это явление американский композитор считал характерным именно для XX века в целом (хотя реально кризис отношений между творцом и аудиторией затронул в первую очередь западную культуру), не связывая его с преходящими рубежами десятилетий. Что касается реалистической живописи, то она развивалась в США и в период засилья абстрактного экспрессионизма, о чем свидетельствует творчество Антона Рефрежье, Рафаэля Сойера, Эндрю Уайеса и других художников. Фигуративность, как мы видели, была свойственна и опытам поп-арта, весьма тесно свя­занным с контркультурой. В этом контексте «гиперреализм», действительно возникший на рубеже 60—70-х годов, выступает, с одной стороны, как наследник поп-арта и, шире, кинематогра­фии и телевидения, «эффект достоверности» которых он стре­мится перенести на живописное полотно, стилизованное под фотографию,  а с другой — как новое свидетельство кризиса абстракционизма, лишь косвенно связанное с консервативными настроениями. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить полотна гиперреалистов, затронутые печатью «машинной циви­лизации», со знаменитыми картинами Г. Вуда «Американская готика» и «Дочери американской революции» — своеобразным манифестом регионалистов 20—30-х годов, действительно воспе­вавших устои «традиционной Америки».

Добавить комментарий