Общественный резонанс романа

Анализируя роман «Кто виноват? », Цомак выделяет в нем два центральных вопроса: освобождение крестьян и женская эмансипация. В романе, указывает Цомак, дается тонкое и верное описание помещичьего быта крепостной России. В изображении крепостнической деревни Герцен выступает отличным художником во «всей своей красе и силе». Но общественный резонанс романа вызван не только мастерством и верностью изображения жизни. В этой сфере Герцен имел такого великого предшественника, как Гоголь. Сила романа была в том, что «современнику передавалось то чувство ненависти, которое водило пером нашего писателя». Именно поэтому Белинский «выделил и отметил» в хоре протестующих против крепостного права «задушевный гуманный голос Искандера».

Не находят выхода не только Круциферские, но и ищущий Бельтов, хотя он понимает, что «нужно раскрыть свою душу всему человеческому, страдать и наслаждаться страданиями и наслаждениями современности». Но именно «страдания современности» оказываются «запретным плодом», к ним запрещено прикасаться. Поэтому Бельтов, умный, жизнедеятельный и гуманный человек, обладающий силами и способностями для деяния общенародной значимости, оказывается не у дел, лишним человеком.

В этом смысле Цомак сближает Бельтова, Печорина и Лу згина. «Зачем я живу?., надобно сидеть сложа руки, а мышцы так здоровы, а крови в жилах такая бездна, а приходится жить, чтобы промаячить жизнь», говорит первый. «Я чувствую в себе силы необъятные. но я не угадал своего назначения», жалуется второй. «Жару и теперь еще пропасть осталось, только некуда его и девать, сферато узка, разгуляться негде», грустно вторит Лузгин. «Как лейтмотив старой печальной песни лишнего человека, эта жалоба на отсутствие сферы практического приложения силы проходит через всю нашу литературу эпохи официальной народности. Друг за другом стоят и смотрят на нас из мглы безотрадного прошлого эти лишние люди: Чацкий, Онегин, Печорин, Бельтов, Рудин. до «талантливых натур» Щедрина».

Добавить комментарий