Осетинские школы

Статья «Осетинские школы» ничего нового не вносит в общую концепцию Цомака. В ней общие исходные позиции, изложенные в предыдущей статье, подтверждаются фактами из практики осетинских школ. Новым в статье является то, что, оценивая роль школы в жизни Осетии, Цомак подчеркивает ее специфические черты, связанные с замедленным историческим развитием народа. Школа в Осетии должна была стать мощным рычагом повышения национального и классового самосознания, выступить поборницей просвещения, противни" цей векового невежества, предрассудков и суеверий.

«Переживаемый момент требует, пишет Цомак, напряжения всех интеллектуальных сил и способностей на пользу народа, до сих пор забитого, бесправного и подъяремного, темного, коснеющего еще в невежестве, в тысячах суеверий и предрассудков и во всем обездоленного. Школа это, кажется, единственный рычаг, единственное оружие, еще способное чтонибудь сделать для поднятия самосознания как основания для всякой деятельности и самодеятельности, как основания всякого движения вперед к свету и знанию, а отсюда и к счастью».

Именно это стремление сделать школу орудием просвещения масс, пробуждения их самосознания двигало пером молото революционера Цомака. Оно же заставляло его, сына церковнослужителя, воспитанника духовной школы, столь резко ополчаться и против духовных школ и против духовенства. Становится понятной его уничтожающая оценка не только деятельности, но и морального облика духовенства. «Духовенство прямо воочию показало, что оно не способно вести дело образования. Да и способно ли оно на чтонибуд? Разврат мысли и чувства вот характеристические черты современного духовенства всяких формаций; корыстолюбие вот вообще свойство их души. С этой точки зрения они измеряют и религию, и «службу», и даже свое учительство».

Добавить комментарий