От «сексуальной революции» к апологии насилия

Следующим звеном, на котором в художественном творчест­ве столкнулись контркультура и «новый» консерватизм, стали проблемы нравственности. Социологические исследования, про­веденные в США уже в 70-е годы, убедительно показали, что контркультура особенно сильно повлияла именно на сферу морали, существенно и стабильно изменив традиционные уста­новки и нестуденческой молодежи (в частности, рабочих) и представителей старших поколений Этический момент всегда был присущ искусству. В зависи­мости от конкретно-исторических условий взаимоотношения между искусством и моралью в теории и на практике склады­вались по-разному: от жесткой субординации, например, в эстетике классицизма, до декларативного аморализма иных яв­лений буржуазной культуры. На современном Западе этичес­кое измерение искусства непосредственно затрагивает несколько идейно-тематических пластов, среди которых особую роль игра­ют проблемы сексуальности и насилия, вступающие подчас в весьма тесные взаимодействия между собой. Левофрейдистская интерпретация социальной и художест­венной деятельности в контркультуре привела к своеобразному симбиозу мотивов политических, этических и религиозных, С точки зрения взаимодействия различных форм обществен­ного сознания особенно характерна концепция Нормана Брау­на. В своей книге «Жизнь против смерти» он воспроизвел про­анализированную нами в первой главе принципиальную схему противоборства Прометея (Аполлона) и Орфея (Диониса) — «бога сублимации» со «свободным дионисийством». «Путь суб­лимации, по которому с благоговением пошло человечество… отнюдь не является выходом из человеческого невротизма, но, напротив, ведет к его усилению» ,— пишет Браун.

Добавить комментарий