Защитник отдельной личности

Наиболее сильную специфику в культурнопсихологической традиции японцев можно отметить в их представлениях об отношениях личности и общества. До появления буддизма роль личности в Японии была явно в тени. Именно ему японцы обязаны возрастанием внимания к индивидууму. А. Н. Мещеряков отмечает, что в начале своего распространения это учение воспринимается как «защитник отдельной личности» и лишь позднее стало религией государственного строительства. Вместе с тем, соотношение интересов личности и коллектива — общества здесь явно в пользу последнего.

Восточная, и японская в том числе, традиция иная. Здесь в социальных системах и процессах, как уже отмечалось, ответственность возлагается на коллектив. В японском понимании она предполагает скорее ответственность личности перед коллективом, чем перед обществом в целом. В политической практике Японии известен прием «взятия на себя ответственности» и уход в отставку за какойто проступок. Но это как раз и есть акт личного самопожерствования во имя интересов группы.

Свободы личности в европейском понимании здесь также не существует. Причина скорее всего в том, что феодальная структура обществ на Востоке сохранялась исторически дольше. Втакой структуре человек уже при рождении, вне зависимости от социального положения, не был свободным. Его жизнь была запрограммирована социальной схемой.

Добавить комментарий