Отец, «бурый медведь»

Отец, «бурый медведь», требует большой калым, для него женитьба-замужество — торговая сделка: человек со всеми его достоинствами, разумом и чувствами полностью заслоняется материальными благами; вещи нивелируют личность, человеческие отношения заменяются вещными. Таковы отношения между людьми в патриархально-феодальном обществе, обремененные еще тяжелым балластом родовых пережитков и нарождавшихся буржуазных норм морали. В системе этих отношений судьба горянки имеет резко трагический исход: смерть или вечное рабство. Из группы женских образов, созданных Коста Хетагуро- вым, выделяется горянка из колыбельной песни «А-лол-лай» своим сдержанно-суровым, стойким характером. Она напевает сыну песню о горестной судьбе горца: вечный труд, голод и холод — такова доля бедняка. Эта же судьба ожидает малыша, и мать поет ему об этом. Вырастешь и тебя ожидает «черный горский труд»: Будешь ты, надев арчиты, Отгребать под снегом скрытый Сена мерзлый клок… Спи сынок! Оригинал богаче, выпущена целая строка «будешь отгребать сено из-под снега», «голодный и замерзший», «Будешь таскать на спине вязанку хвороста», — говорит мать, но при этом завещает все же: «Как помру — не вздумай в горе Ты покинуть наши горы. Ты люби свой край, А-лол-лай!» Женщина-крестьянка при всей ее духовной красоте и силе, изображена поэтом как наиболее угнетенная личность. Немногим лучше и судьба юноши-горца, представленного в творчестве Коста чаще всего пастухом. Типичной для горца бедняка является биография героя поэмы «Кто ты?», почти совпадающая с биографией Ибрагима («Фатима»), Эски- разбойиика («Перед судом») и Кубады («Кубады»).

Добавить комментарий