Поэтическое чувство

Поэтическим чувством он оплакивал гибель привычного ему быта и представлял в мрачном свете встречу старой и новой культур. Мусса, побывавший несколько лет в русском городе и научившийся говорить ломаным русским языком, приносит в свой аул аромат городского балагана и лакейской передней. Встреченный всеобщей враждой сородичей, он бежит обратно в город: к вящему торжеству старых добрых нравов».

Характеристику общественносоциальных и историкофило софских основ «поэзии Бритаева», данную Тибиловым, сейчас, конечно, нельзя принять без существенных коррективов и конкретизации. Но в данном случае важно отметить, что всю эту громоздкую схему неправомерно накладывать на непретенциозную шуточную сценку. Слишком очевидно несоответствие схемы и художественного материала, для объяснения которого она сконструирована. Видеть в этом материале все сложное переплетение идей, симпатий и антипатий, нравственнопсихологических проблем, вызванных переломной эпохой в жизни горских народностей в период становления капиталистических и разрушения патриархальных отношений неосновательно. Думается, что в этой сценке мы имеем дело с более простыми вопросами или более поверхностным проявлением отдельных сторон сложных явлений.

Неправ А. Тибилов и в определении конкретных идейных мотивов «Уараседзау». В самом деле, есть ли в ней плач по уходящему «привычному быту» и «старой идеологии» или мрач чная картина встречи «старой и новой культур»?

Эту «встречу двух культур» мы назвали столкновением этики, психологии и «культуры» лакея и патриархальных горцев, в котором автор всецело на стороне патриархальной среды, отвергающей лакейскую «культуру». Однако, чтобы правильно судить о позиции автора, надо уточнить: какие именно черты принимает автор из патриархальной этики, психологии и культуры.

Добавить комментарий