Попытка движения

Содержание, высказанное в слове, утрачивает свою связь с сущим. Проблема слова вообще становится в символизме очень актуальной. С одной стороны, в нем недостаточно выразительности. Слова только закрывают действительность, считал Ф. Сологуб (статья «Не стыдно ли быть декадентом? »). А. Добролюбов сравнивал слова с одеждой, которой можно укутаться так, что она затруднит любую попытку движения («Письмо в редакцию Весов»). Мережковский отмечал, что «слова только определяют, ограничивают мысль, а символы выражают безграничную сторону мысли». Известная строка Ф. И. Тютчева «Мысль изреченная есть ложь» (стихотворение «Silentium! »), ставшая лозунгом символизма, лучше всего передает его парадоксальность: поэт символист видит за очевидным «полураскрытую» красоту, понимает ее сердцем и пытается передать этот мир полунамеков. Но красота эта в словах до конца не выразима, о ней свидетельствуют символы.

Символическая поэзия та, «в которой органически, не насильственно, сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота, сливаются. легко и естественно. ». С другой стороны, слово материал поэзии, в том числе символической. Слово складывается из слогов, букв, звуков. В конечном счете, слово это звуки, они и рождают поэзию, сквозь них пробивается символ: «звуки нашей речи участвуют, не равно и с неопределенной долей посвященности, в сокровенных голосах Природы». Звуком, а не словом открывается сакральный мир.

Добавить комментарий