Похищение сестры писателя

Бритаев, собрав 370 рублей с первого представления «Хазби», еще в августе 1908 года выехал в Петербург и поступил в Психоневрологический институт. Летом 1909 года, во время каникул, он вернулся во Владикавказ и осуществил первую постановку «Двух сестер». Однако во время спектакля он был арестован и вновь выслан в Баку, откуда опять выехал в Петербург.

По воспоминаниям современников, мысль о написании драмы возникла у писателя еще до революции, а сюжетной основой драмы послужило якобы похищение сестры писателя Чабахан в 1901 году. Дело, составленное официальными властями по поводу похищения Чаба, сохранилось, но оно не дает основания для оправдания версии современников писателя. Ведь драма «Две сестры» написана не о том, что похищать женщину обычай дикий и вредный. Не эта общественнодидактическая мысль побудила писателя взяться за перо. Похищение сестры, происходившее в его присутствии, могло раскрыть писателю глаза только на одну, тщательно скрываемую участниками похищения деталь: оно совершалось с благословения родственников девушки, преследовавших определенные имущественные интересы. Именно эту сторону обычая похищения разоблачает писатель в рассказе «Рабы страстей». Идейное же содержание «Двух сестер» несравненно шире и глубже. В драме Бритаев ставит вопрос о величии человеческого достоинства женщины, о естественном равенстве прав и достоинств женщины и мужчины, о раскрепощении ее от оков несправедливых канонов патриархальной нравственности. Вопрос о дикости обычая похищения писатель рассматривает лишь как следствие порабощения женщины. В таком глубоком осмыслении проблемы эмансипации женщины надо усматривать воздействие на мировоззрение художника более значимых явлений действительности.

Бритаев пристально всматривался в сущность патриархальной морали, сопоставлял ее с разновидностями буржуазной этики, отстаивал ее лучшие черты. Поэтому анализ прав и обязанностей личности в системе патриархальной морали естественно должен был привести его к осуждению тех норм, которые унижали достоинство женщины, отдавали ее судьбу безграничному своеволию мужчины, низводили ее до положения рабыни.

Добавить комментарий