Позиция стариков

Словом, позиция стариков столь убедительна, а позиция Абхадза столь шатка и неаргументирована, что никакого сомнения в правоте и мудрости стариков, как и в несправедливости и глупости требований Абхадза, не остается. В этом отношении позиция старейшин Кобана почти дословно совпадает с глубоко волнующей своей трагической безысходностью жалобой горцев осетин Кудского ущелья русским властям в 1804 году По свидетельству официального историка Кавказской войны Н. Дубровина: «Мы, говорили мтиулетинцы, просили бога об укреплении в Грузии непобедимого воинства всемилостивейшего государя, теперь просим о том, чтобы оно поглощено было какоюлибо внезапной напастью. Мы не хвалимся силою, чтобы воевать с русскими, но все до единого остановились на том, чтобы избавиться от нестерпимой горести, зажечь своими руками наши дома. Загнать туда жен и детей, а потом броситься в пламя, чтобы там сгореть. Мы предпочитаем умереть так, нежели ожидать смерти от плетей и видеть опозоренными наших жен»36.

Старикикобанцы мужественную мудрость проявляют и в самые отчаянные моменты тяжких испытаний. Когда Хазби отправляется в смертельный бой, заранее зная свою обреченность, Ислам не покидает его и напутствует: надо быть снисходительным к тем, кто поневоле пришел на поле боя, но не посрамить своей чести, имени народа. Когда Хазби пал в бою и войско приступило к разрушению оставшегося без защиты села, Астархан предлагает рыдающему Исламу не показывать врагу своей слабости, но попросить с достоинством пощады. Ислам подавлен страшным горем («Меня не спрашивайте ни о чем! Мозг мой высох, не способен больше мыслить»), но, оглядывая поле брани, покрытое окровавленными телами защитников села, он думает о горестном будущем народа: «Оглянитесь вокруг. Как будете жить с тем, кто так умеет расправляться? Одному богу известно, что будет с вами отныне».

Добавить комментарий