Предшествующий вывод

Предшествующий вывод объясняет, что хотя удовольствие и неудовольствие, будучи элементами сознательности и праэлементами сознания, и являются общими в «интеллекте и желании» человека и животного, эстетическое сознание, эстетическое чувство возникает только в геловеке, т. к. «эстетическое чувство означает новое культурное содержание» ).

Наконец, «в том, что удовольствие и неудовольствие признаются в качестве сознательности, отклоняется как эстетический фундамент бессознательное»: произведение искусства как «предмет сознательности есть понятие, противоречащее самому себе», указывает Коген на ограниченность фрейдистской трактовки искусства как символического выражения бессознательного.

В итоге Коген заключает, что удовольствие и неудовольствие именно в силу своей бессодержательности не могут мыслиться в качестве основных элементов гистого гувства, являющегося содержательной деятельностью сознания. Тем самым Коген впервые дал убедительную критику редукции эстетического чувства, объясняющей, например, почему даже такой широко мыслящий ученый, как Гегель, мог прийти к неправомерному отрицанию значения чувства («смутнейшей и абстрактнейшей области духа») в эстетическом акте.

Добавить комментарий