Ревизия «левыми» фрейдистами

Это— Вильгельмом Райхом и Реймутом Райхом, Гербертом Маркузе, Норманом Брауном, Бернаром Мюльдорфом и другими — психоаналитической кон­цепции свелась к вульгаризации теории либидо и происхожде­ния неврозов, с одной стороны, и к эклектической, а потому бес­плодной. попытке добавления психоаналитического «измерения» в марксизм. Современные левые фрейдисты (как и их предте­ча — В. Райх) выдвинули так называемую «генитальную теорию невроза», согласно которой невротическое расстройство являет­ся исключительно результатом той или иной формы прямой сексуальной репрессии. «Подавление сексуальности,— писал В. Райх,— ослабляет умственные и эмоциональные способности человека, в частности лишает его независимости, силы воли и способности к крити­ке» . Соответственно с этим все надежды оказались возложен­ными на «сексуальную революцию». Аналогичная вульгариза­ция была осуществлена левыми фрейдистами и в стношении проблемы искусства и художественного творчества и их роли в обществе: искусство было объявлено ими не символическим (как у Фрейда) замещением инстинктивных влечений, а их прямым порождением. «Искусство теснейшим образом связано с центральной проблемой жизненной субстанции, с оргазмом. Обычно об этом не говорят или, наоборот, высказывают резкое несогласие, когда делается попытка высокое искусство соеди­нить с такой «низкой» областью, как половая жизнь» — утвер­ждал тот же В. Райх. Хотя основные идеи левого фрейдизма были сформулирова­ны еще в 30-х годах, их подлинно «вторая жнь» оказалась связанной с контркультурой 60-х годов: «Работы, в которых предпринимались попытки охарактеризовать контркультуру — Т. Розак «Создание контркультуры», Ф. Слейтер «Поиски одино­чества» и Ч. Рейч «Зеленеющая Америка» — вряд ли могли быть написаны без теоретических основ, заложенных Гудменом, Маркузе и Брауном» .

Добавить комментарий