Принцип реальности

Вскоре «принцип реальности» в аспекте его историчности, т. е. отрицания, вытеснил прежнюю «примирительную» с действительностью позицию Белинского. Им стали овладевать идеи социализма, а мировоззрение сдвигалось все более и более к материализму. В этот период сотрудничества в журналах «Отечественные записки», а затем в «Современнике» его творческая активность достигла своего пика. К этому времени относится серия его блестящих статей о творчестве Пушкина. Теперь Белинский безоговорочно борется с романтизмом, со всеми его проявлениями как в литературе, так и философии. Этому отвлеченному от действительности мировоззрению он противопоставляет новое движение в литературе, ориентированное на современные проблемы реальной жизни и получившее вскоре наименование «натуральной школы». (Термина «реализм» еще не было в лексиконе Белинского, его ввел П. В. Анненков уже после конца деятельности великого критика.)

Одновременно коренным образом меняются эстетические взгляды Белинского. От прежнего гегельянства остается только формула «искусство есть мышление в образах». Но, истолкованная материалистически, она обретает другой смысл. В гегелевской философии действительность как инобытие идеи представляла собой единство объекта и субъекта, т. е. «действительность, понятие действительности и единство их обоих». (См. главу 11, посвященную эстетике Гегеля.) Поэтому формула искусства как идеи, или истины, в чувственной форме объединяла гносеологическую и онтологическую стороны художественного феномена, что позволяло говорить о его автономности и свободе. В материализме, отрицающем онтологический статус идеи, последняя может рассматриваться только как человеческая мысль, выступающая в двух формах теоретической и образной.

Добавить комментарий