Заинтересованные потребители

Поскольку капитализм превращает предметы (в том числе и произведения искусства) в товар, зрители превращаются в заинтересованных потребителей, и это уничтожает человеческое стремление к прекрасному. В. Беньямин, Б. Брехт, Г. Маркузе доводят марксистскую позицию до логического завершения, утверждая, что искусство в эпоху капиталистической эксплуатации не должно подобно другим товарам доставлять удовольствие, его цель пробуждать. Такое искусство не может быть прекрасным, оно выполняет прагматическую функцию побуждать к политическому действию и поэтому лишено свойственной прекрасному произведению самодостаточности. Так марксистская и неомарксистская эстетика констатирует обнищание чувств и смерть красоты в современной культуре.

Начиная с ранних работ до «Капитала» Маркс последовательно изображает свое видение постисторической утопии, в которой спонтанное творческое выражение приходит на смену господствующему в буржуазном мире отчужденному труду. Материалистическая поправка Маркса к гегелевской концепции опредмечивания заключается в том, что в мире эксплуатации производитель лишен возможности наслаждаться результатами своего труда, удовлетворение возвращающегося в себя сознания стало невозможным изза внешних, экономических и социальных причин, превращающих опредмечивание в отчуждение. Эстетическое чувство для Маркса это качество, отличающее человека от животных. Главное проклятье капитализма не в том, что он порождает нищету и несчастье, а в том, что он дегуманизирует человеческое общество, разрушая делающий человека человеком экспрессивноэсте тический опыт. Он ставит животный эгоистический инстинкт выше тех ценностей, которые делают возможным свободное творчество и незаинтересованное восприятие красоты.

Добавить комментарий