Принуждающий характер всего социального

Принуждающий характер всего социального

Принуждающий характер социального не состоит в способности тянуть за собой, как если бы социальное было бы субстантивной реальностью (в стиле Дюркгейма или Гегеля). Когда конкретное общество (со своими институтами, обычаями, управляющими и т.п.) навязывается, вовлекая человека, то существуют социальные силы, которые навязываются

Принуждающий характер всего социального

Принуждающий характер социального не состоит в способности тянуть за собой, как если бы социальное было бы субстантивной реальностью (в стиле Дюркгейма или Гегеля). Когда конкретное общество (со своими институтами, обычаями, управляющими и т.п.) навязывается, вовлекая человека, то существуют социальные силы, которые навязываются значительно сильнее допустимого. Но это вовлечение человека не дается неизбежным образом, потому что всегда остается возможность сказать, что он не подчинится этому давлению, будь то героическим образом или внутренне.

Структурно принуждающий характер общества определяется не его конкретными социальными установлениями, а самой социальной реальностью. То есть, тем, что человек является социальным. И даже тогда, когда индивид сопротивляется конкретным социальным установлениям (например, когда он отвергает, или восстает или реформирует общество), он неизбежно действует в социальной форме, согласно конкретному способу «инаковости».

А так как социальное дано как система возможностей, то оказывается, что многие из этих возможностей уже приняты и присвоены другими; так что они предлагаются мне не как чистые возможности, а как силы, которые доминируют и навязываются в качестве волевых исходных актов в моей собственной жизни.Сила навязывания вытекает в основном не из того, что действия этих сил были бы неизбежными, а из того, что человек не может не вести себя так, чтобы занять определенную позицию по отношению к ним (будь то противостояние им или продолжение их).

Сила или доминирующий характер, которым обладает человеческое социальное действие (ментальность и традиция) выражается в безличном «se».( частица, выражающая безличную форму глагола в испанском языке- прим. перев.). Власть социальной реальности безлична (это возможности, осуществленные как обычаи, привычки, институты и т.п.). Но это безличное «se» не является просто признаком неточности или неподлинности, как считает Хайдеггер. В реальности человеческое существо определяет свой личный характер (подлинный или неподлинный) в связи с этим неизбежным «se». Неподлинный способ существования состоит не в том, чтобы делать вещи так, как это делают все остальные, а подлинность не состоит в том, чтобы делать их в манере, присущей исключительно мне. Подлинность состоит в том, чтобы делать их по личным основаниям (хотя бы так делали и все другие), а неподлинность в том, чтобы делать их просто потому, что так делается.

«Человек начинает обладать собственным существованием, когда то, что он делает, он делает не потому, что другие делают это, а по своим собственным внутренним причинам.

Добавить комментарий